Пожар в деревянной часовне на могиле старца Павла

Пожаръ на кладбищѣ.

Около двухъ часовъ ночи на 12 iюля надъ христiанскимъ кладбищемъ показалось огромное зарево и тревожные звуки набата кладбищенской церкви всполошили окрестное населенiе. Со всѣхъ сторонъ къ воротамъ кладбища началъ толпами стекаться народъ. Горѣла часовня надъ могилой известнаго «старца» Павла Павловича Стожкова, чтимаго за святого и пользующагося громадной популярностью среди темныхъ массъ окраинскаго и окрестнаго населенiя. Поклоненiе «старцу» возведено, какъ извѣстно, въ особаго рода религiозный культъ, послужившiй основанiемъ для образованiя религiозной секты, облажаюзей теперь значительнымъ числомъ послѣдователей и солидными матерiальными средствами. Во главѣ общины стоитъ ѣстная въ городѣ близкая родственница и сподвижница «старца» — «мать Марiя», пользующаяся, какъ говорятъ, влiянiемъ и благоволенiемъ въ извѣстныхъ сферахъ. Послѣднее обстоятельство получаетъ подтвержденiе въ многолѣтней войнѣ ея съ духовенствомъ и властями за право существованiя общины и, главнымъ образомъ, злополучной часовни. Пожаръ часовни надъ могилой «старца» явился для общины событiемъ первостепенной важности, повергшимъ въ глубокую скорбь ея многочисленныхъ членовъ. Въ теченiе часа отъ бывшей надмогильной часовни осталась одна лишь груда дымившихся развалинъ. Въ огнѣ погибли образа, церковная утварь, имущество общины и проч. Прибывшая на мѣсто несчастья пожарная команда была лишена возможности въѣхать на кладбище и приступила къ тушенiю огня черезъ заборъ при помощи соединенныхъ шланговъ. Около центра пожарища происходили удручающiя сцены отчаянья, пропитаннаго ядомъ религiознаго фанатизма. Многочисленныя поклонницы «старца», рыдая, дѣлали отчаянныя попытки спасти горѣвшую утварь. Съ ранняго утра 12 iюля на кладбищѣ замѣчалось много публики, доступъ которой на кладбище впослѣдствiи былъ прекращенъ, а на мѣстѣ пожара для поддержанiя порядка былъ поставленъ усиленный нарядъ полицiи. Причины пожара пока невыяснены. По мнѣнiю поклонниковъ «старца», — въ данномъ случаѣ имѣлъ мѣсто поджогъ, по другой же болѣе вѣроятной версiи — недосмотръ смотрительныцы часовни. На могилѣ «старца» въ деревянномъ ящикѣ, наполненномъ землей и обложенномъ пахучими травами, во время моленiй жгли деревянный уголь для куренiя ладана. Вѣроятно, отъ плохо потушеннаго огня воспламенилась сухая трава, а затѣмъ и самъ ящикъ. 12 iюля, днемъ, мѣсто пожара посѣтили слѣдственныя власти и членъ городской управы М. М. Андреевъ-Туркинъ. Последнiй заявилъ, что впредь постройка часовни надъ могилой «старца» не будетъ управой разрѣшена безъ предварительнаго представленiя плана. Какъ извѣстно, данная сгорѣвшая часовня была сооружена безъ вѣдома управы, духовенства и властей, въ двѣ ночи, и послужила поводомъ для пререканiй между почитателями «старца» и властями, настаивавшими на ея закрытiи. Отъ пожара значительно пострадали нѣкоторыя сосѣднiя надмогильныя сооруженiя[1].

···

Къ пожару на кладбищѣ. Намъ сообщаютъ, что почитатели «Павла Павловича», часовня надъ могилой котораго сгорѣла въ ночь подъ 12 iюля, намѣрены воздвигнуть часовню каменную и даже цѣлую церковь, на что, будто бы, даже имѣется 25 тыс. руб. Если такое извѣстiе подтвердится, а тѣмъ болѣе осуществится, то мы будемъ имѣть дѣло съ фактомъ окончательнаго закрѣпленiя и почти легализацiи секты, являющейся безусловно нежелательной въ общественномъ смыслѣ. То, что творилось въ деревянной сгорѣвшей часовнѣ, уже не разъ вызывало запретительныя мѣры даже со стороны духовнаго вѣдомства. Пусть «Павелъ Павлычъ» былъ хорошiй человѣкъ, оставившiй по себѣ добрую память, но наслѣдница его добраго имени «Мать Марiя» и ея сподвижницы вѣдутъ себя настолько недвусмысленно въ отношенiи созданiя особаго фанатичнаго, даже изуверскаго культа, что двухъ мненiй объ это религiозной quasi-общинѣ быть не можетъ. «Мать Марiя» изобрѣла даже особый чинъ «причащенiя» землей съ могилы Павла Павловича и, подавая эту землю въ ложечкѣ вѣрующему, произносила: «причащается рабъ Божiй такой то землей и т. д.» При этомъ все эти религiозныя манипуляцiи продѣлываются ею далеко не безплатно и «вѣрующiе», особенно изъ деревень несутъ «Мати Марiи» надлежащiе дары. Затѣмъ «Мать Марiя» нашла себѣ благосклонный прiемъ въ греческой церкви, гдѣ по извѣстнымъ днямъ устраиваетъ молебны и служенiя, на которые стекаются вѣрующiе. Здѣсь же она, сплошь и рядомъ, въ особомъ уголкѣ, на правахъ ясновидящей, чинитъ надъ темными людьми свой судъ и расправу за грѣхи, въ которыхъ ей исповѣдуются темные люди. Моленiя устраиваются и у нея на дому и совершаются священниками. Нечего и говорить, что въ сгорѣвшей часовнѣ культъ умершаго «Павла Павловича» и живой «Мати Марiи» доходилъ до апогея: посѣтители обливались слезами, ѣли землю съ могильнаго ящика, брали ее съ собой, такъ что приходилось этотъ ящикъ вновь наполнять, пѣлись молебны, акафисты, однимъ словомъ, происходило поклоненiе и почитанiе большее, чѣмъ самому Господу Богу въ церкви. Одно дѣло молиться и совершенно другое дѣло культивировать и потворствовать суеверiю темной массы. Большой грѣхъ берутъ на себя тѣ, кому ввѣрено попеченiе о малыхъ сихъ[2].

Предыдущая статья Следующая статья