Таганрогскiе силуэты

Таганрогскiе силуэты

Въ поминальные дни не добромъ приходится помянуть о самомъ мѣстѣ поминовенiя, о мѣстѣ послѣдняго нашего упокоенiя. Для таганрогскихъ покойниковъ это мѣсто является послѣднимъ земнымъ и первымъ загробнымъ мытарствомъ. «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко», нежели бѣдному покойнику сойти въ могилу. Отъ самыхъ воротъ и до мѣста, гдѣ «вырыта заступомъ яма глубокая» и мертвецу, и пришлымъ его приходится перепрыгнуть черезъ массу препятствiй, преодолеть много затрудненiй. За каждый клочокъ земли, отводимый мертвецу, живымъ приходится браться чуть не за ножи...

Хотя «мертвые срама не имутъ», но живущiе сгораютъ отъ срама за порядки, царящiе въ нашемъ «городѣ мертвыхъ».

***

Управленiе «въ городѣ мертвыхъ» деспотично-тираническое. «Царекъ могилъ» въ пространствѣ нѣсколькихъ десятинъ, обнесенныхъ кладбищенской оградой "полнодержавный властелинъ»; хочетъ казнитъ, хочетъ милуетъ, хочетъ въ баранiй рогъ согнетъ. «Онъ чтитъ одинъ кумиръ священный, - тотъ кумиръ телецъ златой». Финансовое право - это единственный юридический кодексъ. У него покойникамъ по деньгамъ и честь.

Плата за мѣсто въ «городѣ мертвыхъ» подвержена большимъ колебанiямъ, чемъ русскiй рубль на иностранныхъ денежныхъ рынкахъ. На нее влiяетъ состоянiе и общественное положенiе мертвеца съ одной стороны, и богатая фантазiя хозяина «города мертвыхъ» съ другой.

***

«Мерзость запустенiя» царитъ въ самомъ «городѣ мертвыхъ», который плохо содержится. Покосившiеся, обломанные кресты, сломанныя ограды, затоптанные, изрытыя могилы, заброшенность и нечистота, - вся эта неприглядная обстановка взываетъ ко вниманiю общества. Если мы не хотимъ, чтобы могильные кресты и ограды исчезали съ своихъ мѣстъ и обращались въ дрова, а камни и плиты употреблялись для фундаментовъъ и построекъ (какъ это было еще не такъ давно), то должны принять мѣры, чтобы внести въ этотъ забытый уголокъ порядокъ и благоустройство и, поминая родителей, помянемъ и радѣтелей о кладбищенскомъ благоустройстве. Scriba.

Предыдущая статья
Источники

«Приазовский край», №86, 7 апреля 1893 г., с. 3.