Таганрог, 27-28 мая 2022 г. конференция по некрополистике
Смотреть дальше Спасибо, не сейчас

Программа конференции

Местная религиозная организация православный приход храма Всех Святых г. Таганрога Ростовской области религиозной организации «Ростовская-на-Дону епархия Русской Православной церкви (Московский патриархат)»

Фонд президентских грантов

Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики»

Таганрогский институт управления и экономики

Региональная научно-практическая конференция

«Изучение и сохранение исторических некрополей»

27-28 мая 2022 г.

г. Таганрог

Место проведения: Таганрогский институт управления и экономики, г. Таганрог, ул. Петровская, 45 (вход с пер. Тургеневского)

Регистрация участников: с 09:30.

Слушателям можно! При себе обязательно иметь паспорт или иной документ. Возрастное ограничение: 12+

Организационный комитет конференции

Ковалёв Игорь Геннадьевич, протоиерей, настоятель Всехсвятского храма г. Таганрога, руководитель волонтёрского проекта «Возвращение исторической памяти», сопредседатель оргкомитета конференции;

Аваков Сергей Юрьевич, ректор Таганрогского института управления и экономики (ТИУиЭ), доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный работник высшего образования, академик Российской академии естественных наук, почетный гражданин города Таганрога, сопредседатель оргкомитета конференции;

Алексеенко Елена Александровна, краевед, автор проекта cemetery.su, смотритель кладбища в МКУ «Ритуал» г. Таганрог, участник волонтёрского проекта «Возвращение исторической памяти», заместитель председателя оргкомитета конференции;

Левицкая Анастасия Александровна, проректор по научной работе ТИУиЭ, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель председателя оргкомитета конференции;

Мордовцева Татьяна Васильевна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин ТИУиЭ;

Сирота Елена Валерьевна, депутат Городской думы г. Таганрога, участник волонтёрского проекта «Возвращение исторической памяти»;

Трубникова Екатерина Валентиновна, заведующая кафедрой физического воспитания ТИУиЭ, кандидат педагогических наук, доцент, участник волонтёрского проекта «Возвращение исторической памяти»;

Егорова Ирина Александровна, кандидат социологических наук, доцент, младший научный сотрудник НИЧ ТИУиЭ.

Регламент

Время на один доклад, включая обсуждение, не более 20 минут.

Рекомендуемая длительность доклада 10-13 минут.

Ответы на вопросы 7 минут.

Модератор: Алексеенко Елена Александровна.

Программа конференции

27 мая 2022 г.

⋙ 09:30 Регистрация участников.

⋙ 10:00 Открытие конференции. Приветственное слово оргкомитета и почетных гостей.

⋙ Доклад №1

Русаков Михаил Юрьевич, м.н.с., Лаборатория археологии ЮНЦ РАН (г. Ростов-на-Дону)

Губарев Иван Викторович, специалист-эксперт отдела археологии, Комитет по охране ОКН РО (г. Ростов-на-Дону)

Тема. Некрополи скифского времени в Северо-восточном Приазовье: прошлое, настоящее, будущее.

Аннотация. В скифское время Нижний Дон и Северо-Восточное Приазовье являлись местом соприкосновения греческой и варварской культур. В настоящее время нам известно два некрополя, которые мы можем отнести к скифскому времени – это Беглицкий могильник и могильник Елизаветовского городища на Дону. Оба эти памятники были открыты еще до революции и позже успешно систематически исследовались. На данный момент существует ряд проблем, которые угрожают существованию обоих памятников. Если не провести комплекс работ по сохранению этих объектов археологического наследия, они будут уничтожены, что повлечет утрату информации о народах, населявших наш регион в скифское время, необходимую для конструирования общероссийской идентичности и воспитания молодежи.

⋙ Доклад №2

Деняев Марк Алексеевич, руководитель научно-производственного отдела, ООО «ОКН-проект» (г. Ростов-на-Дону)

Тема. Основные итоги исследования участка некрополя Черкасского городка в 2016 году.

Аннотация. В 2016 году силами археологической экспедиции ООО «ОКН-проект» под руководством Деняева М.А. были проведены археологические исследования (раскопки) участка некрополя Черкасского городка. Было исследовано более 130 погребений, в основном, относящихся к первой половине XVIII века.

⋙ Доклад №3

Гудименко Игорь Викторович, старший археолог, ООО «ОКН-проект» (г. Ростов-на-Дону)

Тема. Некрополь середины XIX в.–1940-х гг. в кургане у хутора Алитуб.

Аннотация. В 2019 году в хуторе Алитуб Аксайского района Ростовской области при реконструкции водопроводных сетей, проходящих по территории хутора, был исследован одиночный курган, располагавшийся на центральной части одной из улиц хутора. Курган достигал высоты 4 метра, диаметр составлял около 50 метров. В процессе раскопок, кроме погребений эпохи бронзы и средневековья были обнаружены 120 захоронений, датированных серединой XIX в.–1940-ми гг. Захоронения были совершены по единому православному погребальному обряду, сопровождались немногочисленным погребальным инвентарем. В процессе изучения выявились интересные элементы погребального обряда- засыпка крышки гроба древесными углями, положение на правое плечо отдельных погребенных куриного яйца и в двух случаях – засыпка погребенного внутри гроба сырыми тыквенными семечками. Также прослежены отдельные элементы одежды, а также разнообразные конструкции гробов, в большинстве своем сделанных из подручных материалов, включая элементы мебели. Это пока единственный могильник позднейшего времени в низовьях Дона, настолько подробно изученный как в археологическом, так и в антропологическом плане.

⋙ Доклад №4

Батиева Елена Федоровна, к.б.н., с.н.с, Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник (г. Азов)

Тема. Антропологические исследования погребений Крепостного кладбища 18 в.н.э. (г. Ростов-на-Дону).

Аннотация. Представлены предварительные результаты антропологического исследования погребений 18 в. из археологических раскопок в г. Ростове-на-Дону на ул. Максима Горького (Крепостном кладбище) в 1998, 2000-2001, 2004 гг. Были изучены костные останки 191 взрослого погребенного (в т.ч. 106 мужчин и 67 женщин) и 16 детей. Преобладание мужчин в группе соответствует военному статусу Ростовской крепости. Палеодемографический профиль выборки и зафиксированные в ней частоты маркеров стресса свидетельствуют о неблагоприятных условиях жизни данной группы населения. Смешанный состав группы, включающий европеоидные, монголоидные и метисные типы, объясняется характером формирования донского населения в 17–18 вв.

⋙ Доклад №5

Зенюк Дмитрий Игоревич, старший археолог, ООО «ОКН-проект» (г. Ростов-на-Дону)

Тема. Покровское кладбище г. Ростова-на-Дону (2-я пол. XIX–нач. XX вв.) и проблемы его исследования.

Аннотация. Покровское кладбище возникло в середине XIX в. за чертой г. Ростова-на-Дону в границах современных ул. Малюгиной; ул. Города Волос; пер. Университетский, пр. Чехова. В источниках 1870-х гг. кладбище именуется «старообрядческим» (1878), «ханжейским» (1872). В 1880-х гг. встречается название «Кладбище близ тюремного замка», начиная с 1895 г. появляется новое название – «Покровское». В 1896–1898 гг. на кладбище строится каменная Крестовоздвиженская церковь. 4 мая 1902 г. по решению Ростовской-на-Дону городской думы кладбище переименовывается в «Крестовоздвиженское». Несмотря на это, в источниках продолжают использоваться старые наименования. В 1932 г. кладбище предписано ликвидировать. В 1935 г. закрыли и Крестовоздвиженскую церковь. Несколько лет спустя частично разрушенный храм решили перестроить под первый ростовский крематорий, но работы завершены не были.

⋙ Доклад №6

Кладченко Ольга Витальевна, м.н.с., ЮНЦ РАН (г. Ростов-на-Дону)

Тема. Участок кладбища XVIII в. в г. Азове. Результаты работ 2020 г.

Аннотация. В докладе рассматриваются результаты археологических исследований участка кладбища нового времени, проведенных в 2020 г. в г. Азове. В ходе работ было обнаружено 52 погребения, как индивидуальных, так и коллективных. Половозрастной состав кладбища включает в себя примерно равное количество мужских, женских и детских захоронений. В планиграфии исследованного участка некрополя просматривается нечетко выраженное расположение могил рядами по линии восток-запад с сезонными отклонениями. Практически все погребения, кроме нескольких, сооруженных в круглых хозяйственных ямах, относятся к единовременно функционировавшему кладбищу. Кладбище регулярное, не носит следов эпидемий или военных действий и относится к периоду некоторого затишья и стабильности. Об этом говорит соблюдение регулярных рядов, наличие погребений людей пожилого возраста обоих полов, небольшое количество групповых могил. Инвентарь погребений скуден, кресты-тельники найдены всего в 10% захоронений. Кроме крестов в погребениях были встречены стеклянные бусины и бронзовые серьги. На территории раскопанного участка кладбища наблюдается разнообразное положение костяков погребенных христианского вероисповедания.

⋙ Доклад №7

Нечипорук Александр Александрович, археолог, ГАУК РО «Донское Наследие» (г. Ростов-на-Дону)

Тема. Исторические некрополи г. Ростова-на-Дону.

Аннотация. В докладе на основе широкого круга источников дан обзор известных исторических некрополей старого Ростова, датирующихся 2-й половиной XVIII – 1-й третью ХХ века, а также приведены краткие результаты научных исследований: исторических, археологических, антропологических, искусствоведческих и пр.

⋙ Кофе-брейк (12:20-13:00)

⋙ Доклад №8

Козлов Сергей Сергеевич, с.н.с., ГБУК РО «Ростовский областной музей краеведения» (г. Ростов-на-Дону)

Тема. Армянское кладбище г.Ростова-на-Дону: история и современное состояние.

Аннотация. Старая часть современного Ростова-на-Дону, представляет собой основу культурно-исторического облика города и отражение его прошлого, являясь памятником истории. Сохранение культурно-исторического наследия современного города актуально в связи с застройкой его центральной части. В том числе это жизненно важно и для такой территории современного Ростова-на-Дону, как район старого города Нахичевани-на-Дону (ныне Пролетарский р-н). Он был основан армянскими переселенцами из Крымского ханства в 1779 г. Мемориальные места и погребальные территории, такие как храмы и кладбища, являются важной частью духовной жизни и исторической памяти жителей города. В Нахичевани-на-Дону к началу ХХ в. существовало два кладбища: армянское Сурб Карапет и православное. В докладе рассматриваются армянское кладбище и храм Сурб Карапет. Раскрывается отношение к ним администрации и населения города, политика государства на различных исторических этапах.

⋙ Доклад №9

Алексеенко Елена Александровна, смотритель, МКУ «Ритуал» (г. Таганрог)

Тема. Надгробные плиты конца XVIII – первой половины XIX вв. бывшего Христианского кладбища Таганрога.

Аннотация. Среди ранних целых надгробий и фрагментов на территории таганрогского некрополя преобладают плиты. В известных публикациях о некрополе тематика ранних захоронений и памятников раскрыта слабо. С каждым годом надписи угасают, камень рассыпается. Описание надгробий позволяет собрать материал для дальнейшего анализа специалистами из разных областей, помогает приблизиться к пониманию, как выглядело кладбище в первой половине XIX столетия и как изменялось городское надгробие представителей тех или иных сословий Таганрога от конца XVIII до середины XIX века.

⋙ Доклад №10

Сараев Георгий Максимович, к.т.н., профессор, Пашковский сельскохозяйственный колледж (г. Краснодар)

Тема. Старое кладбище (некрополь) г. Таганрог, 1950-1970 гг. (воспоминания очевидца).

Аннотация. В докладе воспоминания о том, как выглядело Старое кладбище в 1950-70 гг.: какие памятники исчезли бесследно, как проходили церемонии захоронения и отмечались православные праздники Пасха, Радоница, Троица и др.

⋙Доклад №11

(Докладчик) Мордовцева Татьяна Васильевна, д. культурологии, профессор, Таганрогский институт управления и экономики (г. Таганрог)

(Соавтор) Трубникова Екатерина Валентиновна, к.пед.н., доцент, Таганрогский институт управления и экономики (г. Таганрог)

(Соавтор) Устименко Сергей Витальевич (иеродиакон Ефрем), штатный диакон, РПЦ Московский Патриархат, Ростовская-на-Дону Епархия, Таганрогское благочиние, храм Святителя Николая Чудотворца (г. Таганрог)

Тема. Современная жизнь Таганрогского некрополя в контексте сохранения церковных древностей и социального служения.

Аннотация. Таганрогский некрополь, подобно другим старинным христианским кладбищам, сохраняет культурный код, выраженный в церковных древностях и отвечающий за преемственность социального опыта поколений. Необходимость бережного отношения к культурной памяти, в том числе, путем обеспечения трансмиссии связей: жизнь-смерть, земное-небесное, входит в задачи социального служения Церкви.

⋙ Перерыв 10 минут.

⋙ Доклад №12

Устименко Сергей Витальевич (иеродиакон Ефрем), РПЦ Московский Патриархат, Ростовская-на-Дону Епархия, Таганрогское благочиние, храм Святителя Николая Чудотворца (г. Таганрог)

Тема. Часовня святого праведного старца Павла Таганрогского как место памяти.

Аннотация. История часовни старца Павла Таганрогского и ее значимость как места памяти.

⋙ Доклад №13

Канча Юрий Владимирович (о. Георгий), магистрант Донской Духовной Семинарии, штатный священник, РПЦ Московский Патриархат, Ростовская-на-Дону Епархия, Таганрогское благочиние, храм Святителя Николая Чудотворца (г. Таганрог)

Тема. Современный обряд погребения: наследие традиции и секулярная редукция.

Аннотация. В докладе рассматривается современное состояние православного обряда погребения в соотношении с его литургическим смыслом.

⋙ Доклад №14

Луговая Ксения Васильевна, аспирант, ДГТУ (г. Ростов-на-Дону)

Тема. Архитектура вечности: включение пространства кладбищ в городскую среду.

Аннотация. В докладе будет изучена роль кладбищ в современной городской среде. Рассмотрен вопрос консервативности и традиционализма жителей города. Проанализирован европейский опыт интеграции пространств. Предложены инструменты включения исторических кладбищ в жизнь города.

⋙ Доклад №15

Анчербак Ольга Юрьевна, психолог (г. Таганрог)

Тема. Некрополи как ресурс для восстановления психического здоровья населения.

Аннотация. Рассмотрены кладбища как рекреационный ресурс. Обнаружена зависимость между внешним видом, растительностью и восприятием некрополя как «спокойного», «расслабляющего» места. Также обнаружена взаимосвязь сложившихся правил поведения и восприятия кладбищ безопасного пространства. Исследован антропологический феномен горя и похорон как сохранения объекта скорби и принятия потери через размещение образа этого объекта в памяти. По аналогии с указанными процессами прослеживается четкая взаимосвязь принятия потери с принятием исторической памяти и их взаимодействие с навязываемой виной и неполноценностью.

⋙ Доклад №16

Сирота Елена Валерьевна, Культурно-исторический фонд «Возрождение Таганрога» (г. Таганрог)

Тема. Роль кладбища в реализации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики — военно-патриотического воспитания граждан на примере Таганрогского некрополя.

Аннотация. В докладе на примере Таганрогского некрополя раскрывается роль кладбища в реализации деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан — воспитанию как достойных преемников отечественной истории, культуры, духовно-нравственных ценностей, и в укреплении в молодежной среде традиций по сохранению культурного наследия, уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему России.

⋙ Подведение итогов конференции.

⋙ Посещение выставки «Кирпичная летопись. Строительная и интерьерная керамика конца XVIII – начала XX века» в музее «Градостроительство и быт г. Таганрога».

28 мая 2022 г.

⋙12:00–14:00 экскурсия по таганрогскому историческому некрополю

Напоминаем, что публикации для сборника от участников принимаются по 30 июня 2022 г. включительно на почту araratka@gmail.com.

Обращаем Ваше внимание, что заявка на публикацию может быть отклонена при несоблюдении требований, с которыми можно ознакомиться по ссылке.

По всем вопросам обращаться:
Алексеенко Елена Александровна
araratka@gmail.com
+7 (928) 625-97-24

Благодарим за внимание к нашему мероприятию!

Фотогалерея